Первое чтение Законопроекта 305620-5, предполагающего создание
СРО МЧС, прошло в июле 2010 года, девизом данного закона было
«устранение излишних административных барьеров», для чего
предполагался переход пожарной отрасли от лицензирования к
саморегулированию. В связи с политикой государства по активному
развитию гражданского общества и передаче функций общественным
организациям, к тому времени все уже настроились на отмену
лицензий МЧС, и объединение в саморегулируемые организации, так
называемые СРО МЧС. Необходимо отметить, что еще за год до
внесения законопроекта на рассмотрение, началось формирование,
пока еще на добровольной основе, некоммерческих партнерств,
планирующих получить статус СРО МЧС сначала в Росреестре, а
затем, после принятия закона, и в МЧС.
С учетом недостатков, выявленных после перехода нескольких
отраслей на СРО, имея готовность гражданского общества, наличие
опыта перехода на саморегулирование «близкой по духу»
строительной отрасли, прошло первое чтение Законопроекта о СРО
МЧС, после которого он несколько раз направлялся на второе
чтение, но по разным причинам чтение не состоялось. И вот прошел
2011 и наступил 2012 год, а второго чтения закона так и не было,
несмотря на все старания «бизнес сообщества», а ведь для его
принятия должно быть еще и третье чтение.
Пока бизнес сообщество и инициаторы законопроекта делали все
возможное для принятия закона о СРО МЧС, в правительстве созрел
новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
(ФЗ-99 от 4 мая 2011 года) принятие которого прошло «на ура».
Существенно сократив виды деятельности, подлежащие
лицензированию, государство, однако, не стало отказываться от
лицензирования в области пожарной безопасности.
Правда бизнес получил небольшой бонус в виде «бессрочности»
получаемых лицензий, бонус небольшой, потому что понятие
«бессрочности» никакими законами не определяется. Получение
«бессрочных» лицензий МЧС означает, что организации дается
«бессрочное» право работать в отрасли, и в то же время в случае
перехода отрасли на саморегулирование Законопроектом о СРО МЧС
предусмотрена отмена лицензирования и обязательное членство в
СРО.
Так в умах людей, задумывающихся о том, что же ждет рынок
пожарных услуг, сложилась двойственная ситуация, дающая
возможность посмотреть на будущее отрасли как на неопределенное
в плане разрешительного регулирования, и мнения разделились:
одни стали склоняться на сторону СРО МЧС, другие поспешили
получить бессрочные лицензии.
Как же быть тем компаниям, которые действуют на данном правовом
поле? В этом вопросе нет ясности.
Очевидно одно, вопрос требует решения, и четкого понимания того,
как будет происходить в ближайшем обозримом будущем (хотя бы лет
на 10 вперед) допуск организаций на рынок пожарных услуг и
получение ими разрешительных документов на деятельность.
На сегодняшний день дуализм в том, что законопроект о СРО МЧС по
сей день не рассмотрен во втором чтении, и в то же время с
рассмотрения не снят и работа по нему продолжается. Создана
рабочая группа, регулярно проводятся собрания и конференции по
обсуждению целесообразности СРО МЧС.
Разобраться в этой ситуации довольно сложно.
На наш взгляд переход на саморегулирование начался уже тогда,
когда появились первые некоммерческие партнерства в области
пожарной безопасности, показав тем самым, что СРО МЧС необходимы
бизнесу. Поэтому переход пожарной отрасли от лицензирования к
СРО МЧС это вопрос времени.